8. Уровни в разных областях

Добрый день.
В последней лекции мы занимались интерпретацией нашей модели на разных областях реальности.
На исторических эпохах, на возрастах ребенка, на философских категориях, на задачах.


Мы закончили на том, что рассматривали уровни поля внимания
на примерах из изобразительного искусства разных эпох.
Приведем примеры для всех уровней.

1. Один объект в поле внимания


2. Много объектов в поле внимания


3. Один процесс в поле внимания


4. Много процессов в поле внимания


5. Одна карта в поле внимания


6. Много карт в поле внимания


7. Одна система в поле внимания


8. Много систем в поле внимания


Обращаю внимание читателя, что геометрический образ только метафора.

Утверждая, например, что "на уровне 7 задача предполагает работу в трехмерном пространстве"
вы даете ложную интерпретацию модели.

Любой автор, придумавший свою собственную систему выводит задачу на уровень 7.
Будь то приведенный выше Кандинский
или иные его современники,
работавшие каждый в своей особой манере
создавшие каждый свой особый мир,
как Матисс


Малевич


или Шагал


Итак, мы рассмотрели произведения изобразительного искусства
как задачи "по удержанию в поле внимания структур определенной сложности".

Теперь покажем, что задачи всех уровней
есть практически во всех областях человеческой деятельности.

Попутно мы выскажем и эмпирически подтвердим еще одну закономерность:
попадая в новую область
человек вынужден проходить все уровни начиная с первого снизу вверх.
На каком уровне он остановится зависит как от него самого, так и от внешних факторов
(например, от норм конкретного профессионального сообщества)
Мы рассмотрим четыре области:
музыка,
шахматы,
вождение автомобиля,
учитель в классе.

Мы ограничимся этим списком областей только из-за того,
что наше время ограничено
Нам подсказкой будет то,
что мы можем интерпретировать уровни на возрастах ребенка.
Дисклеймер.
Восьмой уровень поля внимания хорошо описывается словами Александра Пушкина:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.


Понятно, что в таком мироощущении область деятельности теряет свои границы.
Поэтому восьмой уровень в каждой области мы пропустим.
Музыка.
Ребенку подарили погремушку. Это первый уровень.
Один объект в поле внимания.


Ксилофон - уже второй уровень.
Много объектов в поле внимания.



Гамму спеть - третий уровень.
Один процесс в поле внимания.


Спеть в хоре, сыграть в ансамбле - четвертый уровень.
Много процессов в поле внимания.


Импровизация, например в джазе, - пятый уровень. Эта та самая свобода, которая не укладывается в нотные линейки

В фильме "Мы из джаза",
кадр из которого дан ниже,
центральный эпизод как раз посвящен обсуждению того факта,
что между "игрой по нотам" и "импровизацией" надо совершить прыжок


Симфония - шестой уровень.
Сложная многоплановая музыка


Если композитор - гений,
если он создал свой собственный неповторимый стиль,
то это - седьмой уровень.


Шахматы.

Представьте себе живую ситуацию.
Вы пришли в гости.
Там ребенок. вы принесли ему в подарок коробку шахмат.
Он никогда прежде не играл в шахматы.
Вы будете сейчас его обучать.

Коробка - первый уровень. Один объект в поле внимания


Вы открываете коробку.
Там разные фигуры.
У них разные названия.
Попадая на доску, они могут делать разные ходы.
Эти фигуры, названия и ходы - второй уровень.


В тот момент, когда вы с учеником выучили названия фигур
и можете их расставить в начальную позицию в правильном порядке -
вы перешли на третий уровень.


Дальше вы разучиваете несколько простых дебютов - способов игры. Это четвертый уровень.


В тот момент, когда заготовки закончились и начинается самостоятельная игра, импровизация, вы перешли на пятый уровень.


Анализ после игры вслух - шестой уровень. Разумеется, возможен и молчаливый анализ во время игры.


И наконец, крупный шахматист придумал свой стиль игры - это седьмой уровень.


Вождение автомобиля.

Это мой личный опыт.
Я учился водить уже взрослым человеком.
Первый раз я сел на место водителя (а не пассажира) и схватился за руль.
Это первый уровень.


Далее инструктор называет и показывает:
педали (сцепление - тормоз - газ),
коробка передач, ....
Это все второй уровень.
На нем поехать еще нельзя.


Чтобы поехать надо совершить определенные операции в определенном порядке.
Поехали - задача третьего уровня.
Едем по узкой прямой однорядной дороге. Все еще третий уровень.


Выехали на многорядную дорогу. Четвертый уровень.
Видеть себя, встречное движение, соседей слева и справа...


Подъехали к перекрестку, можно поворачивать.
Надо принять решение - куда поворачивать.
Все направления допустимы.
Вам надо принять свободное решение, - а это задача пятого уровня.


Потом, когда вы уже опытный водитель,
перед поездкой, например, на работу,
сравниваете разные маршруты и выбираете лучший,
это задача шестого уровня.
Сегодня эту задачу мы доверяем навигаторам.
Они успевают собрать и учесть в расчетах информацию о пробках, ремонтах, ...


А седьмой? Представьте, это ваш личный автомобиль.
Вы чувствуете что там что-то не так, сдаете его в ремонт - пусть специалисты анализируют. (Для них это задача шестого уровня)

Но может быть вам нравится изучать свой автомобиль,
настраивать его,
ремонтировать самому,
превращать его в уникальную систему -
в этом случае задача переходит на седьмой уровень.
Учитель.

Вошел учитель в класс.
Это новый класс, учитель никого там не знает.
Класс замер, класс как целое - первый уровень.


Учитель начинает различать лица. Вот этого ученика он знает по имени, вот этого тоже ... второй уровень.


Вот учитель открывает журнал, читает по списку, и каждого старается запомнить - третий уровень.


Собственно урок - четвертый уровень. Каждый ученик - отдельный процесс.


Учитель импровизирует? - пятый уровень.
Перед началом ученого года учитель составляет собственную программу на год? - шестой уровень.
Пишет свой собственный учебник? - седьмой уровень.
Перемещение между разными предметными областями я называю горизонтальной мобильностью.
Перемещение внутри одной области между ситуациями разных уровней я называю вертикальной мобильностью.
Высокая горизонтальная и вертикальная мобильность - необходимое условие для участия в нашем курсе

Спасибо.

Вопросы по содержанию

  1. Выберите область, которую вы хорошо знаете (но еще не разобранную нами) и найдите в ней ситуации, требующие уровней от 1го до 7го
  2. Кроме вертикальной и горизонтальной мобильности, какие еще типы мобильности возможны в этом ряду? Предложите свои формулировки