7. Уровни поля внимания

Добрый день.
В прошлых лекциях мы рассматривали модель
ТУАИ - теорию уровней абстрактного интеллекта.
Сначала мы рассмотрели модель саму по себе в четырех ситуациях:
человек против задачи,
человек против человека,
человек против группы,
группа против группы.
Это были абстрактные ситуации, вопрос об интерпретации мы отложили


В последней лекции мы начали интерпретировать модель, то есть искать уровни вокруг нас.
И пришли к следующей таблице.


Напомню: научиться интерпретации для нас означает
научиться определять уровни
- уровни человека, уровни задачи, уровни группы.

Предположим нам удастся заполнить последнюю таблицу.
Приблизит ли нас это к решению поставленной задачи?
Возраста, эпохи - все это группы, но очень специальные группы.
А как быть с группами, не попавшими в таблицу?
Категории, или, говоря шире, ключевые слова, могут помочь.
Но все-таки хотелось бы чего-нибудь более фундаментального в основе.
Более структурно простого.

Давайте добавим в нашу таблицу колонку "структура задачи"
и попробуем проинтерпретировать задачи
не через ключевые слова или группы. а напрямую.


Задачи мы будем интерпретировать в отдельной колонке, вот в этой. Важно, чтобы эта интерпретация задач не противоречила тому как мы интерпретировали эпохи, возраста и категории. Это сложная проблема, но я покажу сегодня как ее можно решить.

Вот у меня в руках книга "Философ на пляже". Издана в конце 2007го года, на ней стоит 2008й год.

В этой книге есть иллюстрации.
Произведения искусства, характерные для определенных эпох.
Кельнский собор - вершина средневекового искусства.


Рождение Венеры - Сандро Боттичелли, эпоха Возрождения.


Оба произведения композиционно воплощают определенный тип движения.
Причем это разное движение

Кельнский собор воплощает параллельное направленное движение
относительно независимых агентов вверх ("людей к Богу")
Картина Боттичелли тоже воплощает движение независимых агентов,
но у каждого агента свое направление движения.
Они НЕ согласовывают друг с другом свое движение!
И в этом смысле они свободны.
А в кельнском соборе линии параллельны как рельсы трамвая.
Так бывает в обществе, где жизнь построена как жесткая ролевая система

С другой стороны, можно поставить вопрос геометрически.
Композиции Боттичелли невозможно накрыть никаким пучком параллельных линий.
Но можно разместить в плоскости.
Композицию Собора можно накрыть пучком параллельным линий.
Но, например, одной линией накрыть нельзя.

Чем сложнее композиция произведения,
тем труднее удержать его в поле внимания
и автору,
и зрителю.

Шедевр - по определению - то что привлекло внимание
и получило высокую оценку
у миллионов зрителей.
Указанные два произведения не просто шедевры.
Во-первых, они получили высокую оценку миллионов уже в ту эпоху,
в которую были созданы
.
Во-вторых, сегодня, признавая их высокую ценность,
мы понимаем, что они были созданы в свою эпоху,
а шедеврами нашей эпохи они не могут быть никак.

Поэтому мы можем предположить,
что для миллионов зрителей ТОЙ эпохи
именно задача, воплощенная в данной композиции,
представляет собой ключевую задачу эпохи.

Внимание
Чтобы терминология не уводила в сторону
Я буду использовать

Карта - вместо - плоскость
Процесс - вместо - линия
Объект - вместо - точка
Система - вместо - пространство
(в некоторых понятных случаях вместо термина "система" мы будем использовать термин "парадигма")


Слова "структура задачи" лучше заменить на структура поля внимания того кто решает задачу или - уровень поля внимания. Попробуем заполнить столбцы "эпоха" и "возраст" простейшим способом


Если посмотреть на заполненные клетки мельком,
то меня лично поражает точность прогнозов,
полученных буквально из воздуха.
Например, маленький ребенок держит в поле внимания только один объект.
А ребенок 6ти лет обычно готов к обучению в начальной школе. Напомню, что читать, писать и считать
это линейные процессы, то есть задачи уровня 3.
Кто не способен тянуть один процесс
тот в слове при письме будет переставлять буквы.
А при счете до 100 переставлять числа
всякий раз как считает и всегда по-разному.

Более детальный анализ ... мы отложим.
А пока заполним категории.


В следующих эпизодах нашего цикла
таблица продолжит расти

Спасибо

Вопросы по содержанию

  1. Жан Поль Сартр написал книгу "Бытие и Ничто". Категории вошедшие в название книги претендуют на фундаментальность. Куда бы их вписать?
  2. Как бы вы определили фактические границы указанных здесь эпох? По каким событиям? Попробуйте сделать это отдельно по каждой эпохе.
  3. Иммануил Кант считал пространство, время и причинность априорными формами познания. Можно ли - на основании таблицы - утверждать, что априорных форм 8? 16? Больше? Есть ли вообще смысл включать термин "априорные формы познания" в нашу систему? Да, нет, почему?
  4. Иммануил Кант считал неразрешимым противоречие между "описание мира через причинность" и "описание мира через свободу". Есть ли в нашей системе понятий такая трудность? Да, нет, почему?
  5. Как вы оцениваете влияние Канта на "научное познание человека"? Сформулируйте и обоснуйте