6. Начинаем интерпретацию ТУАИ

Добрый день.
Напомню несколько идей из предыдущих лекций.
Мы говорили о том, что знание работает с моделями,
а ценности работают с мыслеобразами.
И еще мы говорили о том, что,
для того что бы модель работала, надо совершить две операции:
соорудить и исследовать саму модель
и построить (исследовать) отображение этой модели на реальность.
Прошлый раз мы исследовали саму модель
которая называется ТУАИ - теория уровней абстрактного интеллекта.
Поскольку реальность многообразна, гораздо богаче чем модель,
то и исследование отображения займет гораздо больше времени.
Понятно, что хороша та модель,
которая имеет много приложений,
отображается на разные части реальности.
Напомню еще несколько идей.
Мы говорили о том, что физическая реальность отображается в идеальные конструкции,
часть из них - математические модели, а часть - мыслеобразы,
образующие виртуальное пространство.

Вопрос:
как определить - мы имеем дело с математической моделью -
или с виртуальным мыслеобразом?
Я рекомендую такой подход.
Если вы произвольно меняете ваш идеальный конструкт - это - скорее всего - мыслеобраз.
Если он ведет вас, он диктует вам дальнейшее движение - это скорее всего математическая модель.
К слову, ТУАИ ведет меня уже много лет.
Напомню, что мы рассмотрели ТУАИ на четырех ситуациях.
В последней четвертой ситуации мы рассмотрели примеры групп
с четырьмя уровнями, идущими подряд.

Прошу вас принять без обоснования,
что в обществе такие группы встречаются регулярно
и носят следующие "бытовые" названия.

3456 (либералы), 4567 (либертарианцы).


К другим группам этого типа относятся

1234 - религиозные ортодоксы.
2345 - частники (это название из многих имеющих хождение выбрал я)
5678 - людены (название придумали братья Стругацкие, перенес его сюда я)

Мы выяснили, что по законам нашей модели
встреча либералов и либертарианцев,
вероятно, пойдет по первому примеру,
то есть по кругу, образуя "вечную ничью".

А вот при встрече либералов с ортодоксами
игра, вероятно, пойдет по второму примеру
и либералы погибнут за один ход.

Обратите внимание, что и либералы, и либертарианцы
называются от корня "либертэ" - свобода.
И что и у тех, и у других есть уровень 5.
А у ортодоксов уровня 5 нет, и нет свободы в принципе.
Это и будет первым намеком,
с которого мы начнем строить отображение нашей модели на реальность.
Итак,
я связываю слово "свобода" с уровнем 5.

Отображение модели на реальность мы организуем с помощью двух операций.
Первая - узнавание-наименование
и вторая - различение-разграничение.

Мы увидим, что это не случайно и прямо связано с нашей моделью.

Итак, уровень 5 - свобода.
И еще одна близкая категория - случайность.
То что внутри себя вы ощущаете как свободное решение,
снаружи воспринимается как случайность,
поскольку вы непредсказуемы.

Для меня это - категории.
И это разные категории -
случайность - взгляд снаружи (exterior),
свобода - взгляд изнутри (interior).

Это отображение нашей модели - но не совсем на реальность,
скорее - на то, как философы обсуждают эту реальность.

Но есть и вещи более реальные.
Когда человек понимает, что ему нужна свобода, в каком возрасте?
В 12 лет.
С 12 до 15 лет свобода - ключевое понятие.
"Я - свободный человек".
Раньше - позже - это уже не так актуально.
Это - возраст человека.
Возраст свободного решения.

Еще одно интересное отображение - исторические эпохи.
Эпоха уровня 5 называется Возрождение.
Когда в 1492 году Колумб отправляется в Америку,
(но слова такого пока еще нет)
начинается новая эпоха.
В этой эпохе есть и Леонардо да Винчи, и Цезарь Борджиа, и Макиавелли.
Такая эпоха.


До этого - согласны все - эпоха качественно иная. Это - Средние Века - эпоха №4.
Возрождение - №5.

Средние Века.
Свобода не разрешена.
Есть ролевая система, ролевое поведение.
Категория - роль.
Вторая категория - способ.
Как роль видна снаружи.

Возраст - 9-12 лет.
Здесь человек пробует себя в разных ролях, в ролевых играх.
Это позволит ему позже вписаться в общество.


Еще пример.
Одежда определяет для окружающих вашу роль.
Сообщает им кто вы.
Средние Века.
Если человек в одежде врача - значит он врач.
Два характерных эпизода
для иллюстрации того, что в Средние века ролевая система жесткая,
а в более поздние времена - не жесткая
.

Жанна д'Арк.
Когда ее присудили к смерти,
вторым пунктом обвинения было то, что она носила мужскую одежду.
Нарушение правил одежды - выход из своей роли
- наказуемо смертной казнью.

Женитьба Фигаро, пьеса Бомарше.
Переодевание из мужской одежды в женскую и обратно -
это не преступление, это шутка.

То, что в одну эпоху строго запрещено,
в другую эпоху в принципе разрешено.
Так происходит смена норм, смена эпох.

Интерпретация - как я и обещал - будет длинной.
Продолжим на следующей лекции.

Спасибо

Вопросы по содержанию

  1. Термин категории ввел в употребление Аристотель. Что бы он сказал, увидев такое употребление термина?
  2. Многие философы предлагали свои системы категорий. Вспомните кто предлагал и что именно предлагал
  3. Как называется концепция, которая отождествляет возраста эпохи и эпохи истории?
  4. Кто из известных авторов продвигал эту концепцию явно?
  5. Некоторые известные авторы использовали эту концепцию как метафору, "фигуру речи". Кто именно?
  6. Вспомните разные периодизации истории от разных авторов (побольше, побольше!)
  7. Вспомните периодизации возрастов ребенка от разных авторов (побольше, побольше!)
  8. Вспомните кого-нибудь, кто-бы предложил отождествить эпохи с категориями
  9. Вспомните кого-нибудь, кто бы предложил отождествить категории с возрастами
  10. Вспомните кого-нибудь, кто бы вводил категории парами