2. Знания и ценности

Добрый день.
Сегодня у нас вторая лекция.
Прошлый раз мы говорили о том, что наука занимается понятиями и знаниями,
а искусство - образами и ценностями.
Сегодня мы поговорим про знания и про ценности.
Они работают по-разному.
Посмотрим, как именно.

Сначала поговорим про знания.
Есть реальная жизнь.
И в этой жизни у нас есть реальная проблема.
Что такое проблема?
Это некоторая область нашей жизни, которую мы хотим улучшить,
иными словами - мы хотим решить проблему.



Как будем действовать?
У нас есть мышление,
некоторая отдельная субстанция - как сказал бы Декарт -
и в этой субстанции, в этом мышлении, у нас есть некоторый образ проблемы - модель.


И модель настолько хорошо отражает нашу проблему,
что мы можем на ней провести исследование, найти какое-то теоретическое решение,


Отобразить это теоретическое решение в нашу жизненную ситуацию, получить практическое решение.


Отработать это практическое решение: осуществить его и посмотреть что получится.
Если результат нас устраивает, то процесс закончен.
В этом случае пару "модель - проблема" можно считать знанием.


Если мы многократно встречали проблемы похожие на эту,
и решали их с помощью той же модели,
то такая пара "проблема - модель" по определению считается "истинным знанием".
Если мы получаем то хорошие, то плохие решения,
тогда данное знание считается ложным.

Теперь посмотрим, когда возникают ценности.
Есть некоторая реальная жизнь, в этой жизни тоже есть проблема,
но проблема очень сложная (по крайней мере для нас) -
то есть мы не можем построить хорошую модель.



Итак, у нас есть некоторое мышление,
мы не можем построить модель,
давайте посмотрим, что можно сделать с проблемой.
Внутри проблемы можно как-то двигаться.
Но каждый такой шаг заставляет нас выбирать - направо или налево?


А знания у нас нет. Что мы можем?
Мы можем каждый из вариантов представить себе (осознать)
в виде некоторого мыслеобраза.
Один мыслеобраз на один вариант - другой мыслеобраз на другой вариант.

Для одних людей эти два мыслеобраза - некоторый прогноз того, что получится,
если мы пойдем налево или направо.

Для других - просто некоторое вИдение -
без конкретизации времени и пространста.

Но и в том и в другом случае мы можем их сравнивать.


Сравнение может быть разным:
этическим (можно - нельзя),
эстетическим (лучше - хуже).

В любом случае "ситуация выбора" решается в пользу одного из вариантов.
Выбрав, мы делаем очередной шаг.
Причем в ситуацию выбора в процессе решения мы попадем много раз,
это число велико и обычно заранее неизвестно

Вот такие мыслеобразы, сравнивая которые мы делаем выбор внутри реальной жизни -
и есть ценности.
В чем тут принципиальное отличие от первого варианта (с моделью)?

Каждую ситуацию выбора можно рассматривать как некоторую микромодель.
То как сформулирована микромодель, определяет наш микровыбор
Если после блужданий мы не смогли решить проблему,
значит какой-то из микровыборов был плох, но какой именно мы не знаем.

В варианте со знанием (модель) в случае неудачи мы можем полностью заменить модель.
В варианте с ценностями в случае неудачи хорошо бы заменить "плохую" микромодель -
но какая из них плохая, нам неизвестно.

Поэтому, как правило, человек потерпевший неудачу не отказывается от своих ценностей -
он не знает, какие из них хороши, а какие плохи.
Только в случае, когда у человека полная жизненная катастрофа,
он отказывается от всех ценностей и начинает с чистого листа.
Но такое в жизни случается редко.

Тот странный феномен, что
люди не отказываются от своих ценностей, несмотря на то, что все у них плохо
- но пока не наступила катастрофа -
здесь этот странный феномен находит легкое объяснение.

Как видите, и в первом, и во втором примере присутствует мышление
- но это разное мышление.
Вот о мышлении - какое оно бывает - мы поговорим в следующей лекции.

Спасибо

Вопросы по содержанию

  1. Почему нужны и знания и ценности? Поченму недостаточно чего-то одного?
  2. Приведите пример, когда знания и ценности работают вместе при решении одной проблемы
  3. Почему так трудно сменить систему ценностей? Почему это происходит так редко?
  4. Можно ли обойитсь только этикой или только эстетикой? Да, нет, почему?